БАГАЦ 273/97 Общество по Защите Прав ЛГБТ против Министра Культуры и Образования
Религиозных течений в Израиле много, но в основном они делятся по шапочному признаку – ортодоксальные евреи носят чёрные кипы (ермолки), а менее ортодоксальные – разноцветные вязаные кипы. Ну и, конечно же, образ жизни у них разный – ортодоксы живут обособлено и как бы отдельно от всего общества, а «вязаные кипы» ничем, кроме соблюдения религиозных заповедей, от остальных не отличаются. Звулун Хаммер был как раз из лагеря «вязаных кип», представлял их в парламенте и правительстве, и долгие годы время был министром образования Израиля.
В 1997 году на экраны образовательного телевидения вышла программа под названием «Открытые карты». Многосерийная передача была посвящена тем проблемам, которые волновали израильскую молодёжь и подростков – секс, наркотики, насилие, алкоголь и прочие темы, на которые мейнстримные СМИ говорили неохотно. В одной из серий ведущие решили разобраться с темой сексуальных меньшинств, и пригласили в студию несколько представителей сообщества – двух подростков-геев, одного бисексуала, одну лесбиянку, а также маму подростка-гея. Ведущие расспрашивали их о жизни, проблемах, о том, как принимает их общество – словом, о том, что скрыто от глаз обычного зрителя.
Передачу ещё не успели пустить в эфир, а Звулун Хаммер уже получил доклад от товарищей по партии. Реакция его была естественна и предсказуема для человека глубоко религиозного – запретить это безобразие, которое решили показывать по образовательной программе как раз в те часы, когда подростки смотрят телевизор. Образовательный канал не должен заниматься пропагандой гомосексуализма и нетрадиционных отношений, возмутился министр, и передача в эфир не пошла.
Теперь настала очередь возмущаться организации по защите прав ЛГБТ-сообщества, к которой присоединились и организации по защите прав человека вообще. Дискриминация – дело серьёзное, и БАГАЦ должен с этим разобраться, решили правозащитники, подав иск в Верховный Суд.
Обе стороны привели в суд экспертов, уважаемых профессоров и педагогов, которые диаметрально разошлись в точках зрения на передачу и её влияние на неокрепшие умы несовершеннолетних израильтян. Эксперты министра говорили о том, что подача материала поощряет нетрадиционные отношения и даже пропагандирует их – уж очень одобрительно, с симпатией, были показаны представители сексуальных меньшинств. А эксперты правозащитников утверждали обратное – передача объективна, и подростки должны знать, с какими проблемами сталкиваются их сверстники, сексуальная ориентация которых отличается от общепринятой.
Министр и его сторонники предложили компромисс – пускай передачу покажут, но не на образовательном канале и не в то время, когда её смотрят подростки. Но ни авторы передачи, ни правозащитники на компромисс пойти не согласились – для них вопрос был принципиальный, и уступить они не могли. Пускай решает суд, сказали они.
Решение по делу вынес судья Яаков Кедми, известный как традиционалист среди активистов, составляющих большинство в Верховном Суде. Своё мнение судья начал с того, что описал «общественно-юридический климат» нашего времени. Мы идём к началу нового тысячелетия, сказал Кедми, и общество становится всё более терпимым и открытым. Есть те, кто считает гомосексуализм нормальным, естественным явлением. Есть и те, кто считает это нездоровым отклонением от нормы и стремится уберечь от этого общество. Однако здесь не место судить о том, кто прав в отношении к ЛГБТ-сообществу. Да и даже если исходить из того, что явление это чуждо здоровому обществу, замалчивание никаких положительных результатов не принесёт.
Осталось решить, в какое время и на каком канале будет идти передача, и тут тоже победа осталась за истцами. Передача эта действительно образовательная, решил суд, и призывает не к порче общественных нравов, а к серьёзной дискуссии на ранее запретную тему. Подросткам надо знать, что же из себя представляет жизнь тех, кто ещё недавно скрывал свои наклонности, чтобы иметь возможность самим дать оценку тем явлениям, которые существуют в обществе независимо от нашего желания. И урок свободы слова тоже немаловажен для молодёжи – может и самим судьям вся эта темя противна и претит, но дать возможность высказаться и выслушать чужую точку зрения нам необходимо.
Так свобода слова в Израиле отпраздновала ещё одну победу, а сама дискуссия на тему сексуальной ориентации перестала быть табуированной и перешла в плоскость открытого диалога и нормального человеческого общения. А Верховный Суд продолжил защищать права сексуальных меньшинств – в 2005 году суд разрешил лесбийской паре усыновить ребёнка, а в 2006 обязал министерство внутренних дел зарегистрировать брак двух геев, расписавшихся в Канаде. Таким образом Израиль стал ближе к европейской просвещённой демократии ещё на один шаг, а хорошо это или плохо – зависит от убеждений, которые в израильском обществе, к счастью, свободные и никому не навязываются.
'Самые интересные дела в истории Израиля — ТЕЛЕВИДЕНИЕ и ЛГБТ-СООБЩЕСТВО' Комментариев пока нет
Будьте первым комментатором!