БАГАЦ 2597/99 Таис Родригез Тушбайм против Министра Внутренних Дел
Иудаизм – удивительная религия. В то время, как остальные религии и философские течения на протяжении всей истории боролись за увеличение числа своих последователей и любыми путями старались приумножить паству, иудаизм ставил на пути желающих приобщиться к еврейскому народу препоны и преграды в виде обязательных экзаменов на знание Торы и еврейских традиций, а также соблюдения всех религиозных предписаний. Зачастую кажется, что легче богатому пройти через игольное ушко, чем нееврею стать «гер цедек» — перейти в иудаизм.
Евреи, всегда отличавшиеся плюрализмом и разногласиями по любым вопросам («Почему в Израиле нет суда присяжных? Потому, что невозможно найти 12 евреев, которые в чём-то придут к согласию»), и в религии разделялись по взглядам. Раньше основное различие было между сефардами (от ивритского «Сфарад — Испания», то есть евреями, после изгнания из Испании поселившимся в арабских странах), и европейскими ашкеназами («Ашкеназ» — так евреи называли Германию в средние века). Сегодня же религия разделилась на три основных течения – ортодоксальный иудаизм, консервативный и реформистский.
Ортодоксальная часть верующих соблюдает все традиции и религиозные предписания, ни на шаг не отходя от постановлений раввинов «золотого века иудаизма» IX – XIV веков. Консервативный иудаизм основывается на Галахе, еврейской религиозной традиции, однако признаёт влияние времени, считая, что религиозные предписания должны изменяться с течением времени и развитием общества. И, наконец, реформистский иудаизм, который также называют либеральным и прогрессивным, опирается на морально-нравственные ценности еврейского народа, меньше значения придавая форме отправления религиозного культа.
Еврейская религиозная традиция различает два вида «геров» — «гер тошав», то есть нееврей, проживающий в Эрец-Исраэль, и «гер цедек» — нееврей, принявший на себя всю тяжесть соблюдения не только 10 заповедей, но и 613 религиозных предписаний и ставший настоящим евреем. За соблюдением этой процедуры в Палестине следил Главный Раввинат – специальный совет, в 1921 году собравший вместе ашкеназских и сефардских раввинов и ставший наиболее авторитетным религиозным органом во время Британского Мандата. С образованием государства Израиль организация получила обозначенные законом функции – такие, например, как исключительную юрисдикцию в вопросе брака и развода евреев в Израиле.
Слияние религиозных и государственных функций нередко подвергалось критике как со стороны секулярной части общества, видящей в этом противоречие основному демократическому принципу отделения религии от государства, так и глубоко религиозных философов, таких, как Иешаягу Лейбович, который говорил, что религия при государстве становится «любовницей бюрократического аппарата». Так или иначе, вплоть до последнего времени только утверждённые Главным Раввинатом раввины могли признавать гиюр – переход в еврейскую веру.
В 1995 году несколько женщин, прошедших консервативный и реформистский гиюр, потребовали от Министерства Внутренних Дел зарегистрировать их и их детей как евреев. МВД ответило отказом, не признав «облегчённой процедуры», и женщины обратились в Верховный Суд, где их поддержали общественные организации – как женские, так и реформистские еврейские. БАГАЦ 5070/95 стал прецедентом, вызвавшим бурю противоречивых реакций в израильском обществе. Судья Аарон Барак, вынесший решение, поддержанное большинством судей Верховного Суда, продолжил линию, определённую ещё в деле Функ Шлезингер сорокалетней давности. Чиновник МВД, напомнил он, не должен брать на себя судебные функции – его роль сводится к тому, чтобы внести запись в реестр учёта населения в соответствии с предоставленными документами.
Народ Израиля един, часть его находится в государстве Израиль, а часть – в диаспоре. Для того, чтобы перейти в иудаизм, необходимо решение трёх раввинов, признанных еврейской общиной – и не обязательно это должна быть ортодоксальная община, решил суд. Консервативный и реформистский иудаизм исповедует большинство американских евреев, и признание раввинов, принадлежащих к этим течениям, недостойными признать гиюр, несправедливо разделяет народ Израиля на разные части. Суд принял просьбу истцов и приказал МВД записать их как евреев, однако воздержался от решения о том, как такая запись повлияет на право на репатриацию, которое положено каждому еврею. Надо отметить, что судья Ицхак Энглард не согласился с мнением большинства и настаивал на гиюре исключительно в соответствии с ортодоксальным методом.
В 1999 году Таис Родригез, родившуюся в Бразилии, с молодости привлекало еврейство и иудаизм. В 1996 году она поселилась в Израиле, получила рабочую визу и начала готовиться к прохождению гиюра. После нескольких лет учёбы она поехала в Нью Йорк, где успешно выдержала все необходимые экзамены на право стать еврейкой, и три уважаемых и признанных американской еврейской общиной раввина, принадлежащих к консервативному течению, признали её принадлежность к еврейскому народу. Став еврейкой, Таис решила репатриироваться в Израиль в соответствии с Законом о Возвращении, однако Министерство Внутренних Дел ответило отказом.
В очередной раз судья Верховного Суда Аарон Барак должен был решить «еврейский вопрос» — на этот раз речь шла не просто о записи в реестре, а о праве на репатриацию. «Это еврейское государство, для каждого еврея», привёл Барак цитату из выступления первого главы государства, Бен Гуриона, в Кнессете во время обсуждения Закона о Возвращении. И если человек присоединился к Народу Израиля путём гиюра, признанного авторитетными раввинами – неважно, какой это гиюр, ортодоксальный, консервативный или реформистский – он имеет право на репатриацию в Израиль.
Дело, имеющее принципиальную важность для Еврейского государства, слушал расширенный состав верховного Суда, и 11 судей не пришли к общему мнению. Большинство судей согласились с мнением Аарона Барака. В своём кратком мнении судья Далия Дорнер выразилась чётко – «Ценности Государства Израиль как еврейского демократического государства не позволяют разделять тех, кто родился евреем, и тех, кто прошёл гиюр. Еврейская традиция также отрицает такое разделение». Так Верховный Суд создал прецедент, вызвавший негодование у ортодоксальных евреев, но фактически объединивший Народ Израиля – ту его часть, которая живёт в еврейском государстве, и тех, кто выбрали жизнь в диаспоре.
'Самые интересные дела в истории Израиля — ГИЮР и ПРАВО на РЕПАТРИАЦИЮ' Комментариев пока нет
Будьте первым комментатором!