Сегодня скончалась Мирьям Наор, Президент Верховного Суда на пенсии. Своё последнее решение она дала в 2017 году по вопросу о работе магазинов, пабов и клубов по субботам в Тель-Авиве, и сегодня я бы хотел написать о нём вкратце.
Война против нарушения шаббата тель-авивскими бизнесами (а как правильно перевести «асаким»?) велась давно, и в Кнессете, и в правительстве. За наших выступала тель-авивская мэрия, против — вся коалиция, которая тогда держалась на Шасе.
Мэрия дала разрешение на работу в шаббат, но это разрешение должен был подписать министр внутренних дел, который, конечно же, не торопился его давать, а весьма даже наоборот. В результате последнее слово сказал суд.
Здесь надо отметить, что речь идёт не толькйо о юридических решениях, в которых могут разобраться только юристы, а о самом сердце нашей государственности — еврейском и демократическом государстве. И вопрос этот скорее вопрос ценностей, а не юридических тонкостей, поэтому я считаю, что мнение моих читателей в этом вопросе ничуть не менее ценно, чем мнение докторов юридических наук.
Сразу скажу, что я не уважаю науку юриспруденцию — хотя бы за её мошеннические потуги назвать себя наукой, что уже противоречит самому определению науки. На каждую чотко аргументированную позицию одного профессора есть чотко аргументированная диаметрально противоположная позиция другого профессора — ничего себе наука, по сравнению с ней даже такое направление астрологии как экономика это точная наука.
Стоит внимательно прислушаться к аргументам людей на религиозные темы (такие как религия, политика, подход к сами знаете какой болезни, гомеопатия и прочее), как можно увидеть, что нам разум дал возможность объяснить свои верования пост-фактум, завернув их рациональную обложку.
Точно так же и с профессорами юриспруденции — в те редкие моменты, когда они не занимаются полностью оторванной от реальности чепухой, они подводят базу под свои убеждения. Поэтому я снова возвращаюсь к вам, считая ваше мнение на эту тему ничуть не менее ценным, чем мнение судей и профессоров права.
Как должна выглядеть наша страна, еврейская и демократическая? Что значит «еврейская»? Религиозно-еврейская или этнически еврейская? Или культурно-еврейская?
От ответа на этот вопрос зависит решение — будут ли работать клубы по шаббатам в Тель-Авиве. Но тут есть ещё и другая тонкость, а именно — насколько одни и те же законы должны работать в масштабах всей страны?
Между еврейской и демократической страной существуют противоречия, которые никогда — да, я уверен, никогда — нельзя устранить. Например, евреи разводятся в раввинатском суде, который состоит из трёх мужчин. Это ли не антидемократия в её чистейшем виде? Зато это по-еврейски.
То же и с клубами по шаббатам. Может ли большинство населения Израиля, которое не хочет клубиться в пятничную ночь, запретить это тель-авивцам и гостям нашего города?
Сотни страниц юридического текста, каждая из которых содержит ссылки на тысячи страниц других юридических текстов, приводит читателя к выводу о том, что запретить нельзя.
Правильно это или нет — каждый, мне кажется, решает для себя. Я не помню, когда в последний раз ходил куда-то развлекаться в шаббатний вечер — я поздно женился и уютный шаббатик дома меня радует гораздо больше, чем практически любая альтернатива. Но для кого-то это возможность отдохнуть, или даже необходимость.
Для кого-то другого это превращение еврейского государства в нееврейское (я не знаю, за какие слова банит фейсбук, и пытаюсь избегать любых неприятностей, дуя на воду). Кто-то скажет, что не может город Тель-Авив жить по законам иным, нежели всё государство.
И всё это — понятия ценностные, а не юридические, и юристы здесь дышлят законом в соответствии со своими глубокими убеждениями.
Лично за себя я скажу, что лично я считаю, что Тель-Авив город особенный, и надо с этим считаться. И что старна у нас особенная, маленькая, с мини-федерализмом, ибо назвать одной страной Тель-Авив и Бней Брак, расположенные в пяти километрах друг от друга, невозможно.
Поэтому лично моя позиция — я не навязываю свои ценности жителям Бней Брака, и пусть они не навязывают свои ценности жителям Тель-Авива. Но кто-то другой думает иначе, и это очень хорошо — потому что если все думают одинаково, это уже не демократия и не свобода, а бездумное стадо.
Поэтому я рад, когда кто-то думает совсем не так, как я — от него можно многому научиться. Чему вы научитесь от человека, который думает точно так же?
Так что, кто-то хочет запретить клубы и магазины по субботам?
'Памяти Мирьям Наор, которая спасла Тель-Авив' Комментариев пока нет
Будьте первым комментатором!