Право на собственность и израильский колхоз
Дело 8621/93 Банк «Мизрахи» против «мошава» Мигдаль
В июне 1921 года в Палестине, недалеко от Петах-Тиквы, был создан Эйн Ганим, первый «мошав» – кооперативное сельскохозяйственное поселение. Социалистическая идеология, которую разделяло большинство активистов второй «алии» (так традиционно называется волна евреев, прибывшая в Эрец-Исраэль преимущественно из Российской империи в 1904-1914 годах), вдохновила образованных и интеллигентных людей на работу в сельском хозяйстве. «Свободная «алия», еврейский труд», — такой был лозунг у сионистов-социалистов, и под этим лозунгом Палестину заселяли евреи-энтузиасты.
В отличие от кибуцев, ставших коммунистическими «государствами в государстве», в основном «мошавы» не делили всё поровну, а существовали (и до сих пор существуют) по принципу кооперации – обрабатывая землю, принадлежащую семье, «мошавники» вскладчину закупали необходимые для обработки земли удобрения и вместе занимались реализацией выращенной в «мошаве» сельхозпродукции. Были и менее распространённые «мошавы» с общественным строем, где земля принадлежала всем членам кооператива и совместно обрабатывалась, а доходы делились поровну – похоже на разницу между колхозом и совхозом в Советском Союзе.
С созданием государства Израиль «мошавы» стали играть важнейшую роль в обеспечении окружённой врагами страны продуктами питания, и даже наладили экспорт сельхозпродукции во многие страны мира. Они стали «становым хребтом» израильского сельского хозяйства и примером того, как может успешно функционировать социалистическая система, а домик в деревне и небольшой надел земли перестали быть уделом отсталых крестьян.
Наступили пятидесятые годы, и в Израиль хлынула новая волна «алии» – на сей раз из арабских стран. Государство оказалось не совсем готово к приёму сотен тысяч беженцев, жилья в городах катастрофически не хватало, и многих репатриантов расселили по «мошавам», заодно создавая и новые, целиком состоявшие из вновь прибывших евреев с Востока. Опыта в приёме такого количества новых репатриантов у молодой страны не было, и финансово поддерживаемые правительством новые сельскохозяйственные кооперативы не получили помощи в подготовке руководящих кадров.
Шли годы, мировая экономика двигалась в сторону индустриализации, и Израиль не остался в стороне от глобальных тенденций. Старое сельское хозяйство не выдерживало конкуренции с модернизированными производителями, руководители должны были постоянно совершенствоваться – и начался аграрный кризис. Государство помогало деньгами, кибуцы получали огромные дотации, но кризис был системным. И вот пришли восьмидесятые годы, стремительно взлетели акции банков – и многие руководители сельских кооперативов решили, что пришло спасение, вложив общественные деньги в самый надёжный финансовый инструмент – акции банков.
Биржевой пузырь лопнул, ещё глубже затянув аграриев в долги. Всё вместе – неудачные инвестиции, некомпетентное руководство, общая ситуация на рынке сельхозпродукции – столкнуло «мошавы» в долговую яму, когда проценты по кредитам росли быстрее, чем возможность фермеров расплатиться, и весь аграрный сектор израильской экономики оказался под угрозой. Кризис грозил лишить многие семьи самого главного, что у них было, – земли, а значит, и средств к существованию.
В 1992 году были приняты два «Основных закона» – «О свободе предпринимательства» и «О достоинстве и свободе человека». В том же году по инициативе депутата кнессета Гедалии Галя был принят так называемый «Закон Галя», в соответствии с которым огромная часть долгов «мошавов» списывалась, а для того, чтобы получить оставшиеся после списания долги, кредиторы вместо суда отправлялись в специально созданную организацию, главная цель которой была не снять деньги с аграриев, а сохранить «мошавы» от разорения.
Банк «Мизрахи», которому «мошав» Мигдаль был должен значительные суммы денег, обратился в суд и выступил против нового закона, лишившего его возможности вернуть деньги в полном размере. Областной суд не принял позицию банка, и дело рассмотрели судьи Верховного суда. Банк поставил под сомнение конституционность закона Галя – ведь в «Основном законе о достоинстве и свободе человека» одной из защищённых ценностей стало имущество, а списание долгов означало удар по имуществу банка.
Решение, которое вынес судья Аарон Барак, стало основным источником конституционного права Израиля, и нет студента юрфака, который не стенал бы от необходимости изучить 519 страниц вердикта. Может ли кнессет принять закон, противоречащий Основному Закону, защищающему имущество? Дело касалось не только банка «Мизрахи» – надо было решить принципиальный вопрос о критериях конституционности законов, о степени вмешательства суда в законотворческий процесс, о том, какую защиту гражданам дают основные законы государства.
Отвечает ли закон, ущемляющий в правах кредиторов, двум основным требованиям – желаемой цели и соразмерности? Насколько оправдан тот ущерб, который нанесён кредиторам? Аарон Барак встал на сторону «мошавов», прежде всего проанализировав цель, с которой приняли закон Галя. Спасти израильское сельское хозяйство как сектор экономики и тысячи семей от разорения – цель достойная. Идея еврейского труда и те ценности, на которых основано государство Израиль, требовали защиты, и закон дал им эту защиту. Насколько соразмерен ущерб, причинённый банкам, той цели, которую преследовал закон? Очень небольшой процент банковских активов пострадал от решения кнессета, и по сравнению с тем уроном, который был бы нанесён «мошавам» и сельскому хозяйству в целом, удар по банкам соразмерен цели.
Решение Верховного суда, хоть и не отменило закон, говорило о возможности отмены, и это стало поводом для критики политиков и юристов, выступающих за исключительное право законодателей проводить законы по своему усмотрению. Кнессет отрицательно отнёсся к идее ограничения своих полномочий, однако суд сказал своё веское слово, и депутатам пришлось смириться. Движение «мошавов» было спасено, и до сих пор в специально созданных организациях разбираются долги «мошавов», исходя из стремления уберечь от банкротства семьи, посвятившие себя обработке земли Израиля.
'О том, как государство заставило банки простить долги, или ещёраз повторяю — НЕ БОЙТЕСЬ! Спасли мошавников — спасут и нас. Никого не выгонят на улицу.' Комментариев пока нет
Будьте первым комментатором!